Выбор, покупка и эксплуатация Аккумулятора

Модераторы: AnageeCS, NeedAngel

Закрыто
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 3953
Зарегистрирован: Пн янв 30, 2006 11:09 am
Автомобиль: Сукуы и Ыукф
Откуда: Новосибирск

Выбор, покупка и эксплуатация Аккумулятора

Сообщение Zizo »

Вопрос о том, какой аккумулятор можно ставить в Церес/Марино уже несколько раз звучал в конференции. С одной стороны, можно ставить АКБ любой емкости, только бы она подходила по габаритам - лишних ампер-часов не бывает. С другой, при слишком большом отклонении от номинала и частых использованиях ресурсов акумулятора, как то музыка при выключенном двигателе, длительные режимы на холостом ходу, при включенных потребителях (как в пробках), еженевные поездки с включенным светом на малых оборотах, приводят к постоянному недозаряду ёмкой АКБ, и, как следствие, падению емкости и преждевременной кончине.

В общем, если вопрос, что именно ставил производитель, является важным - ниже приводится выдержка из каталога штатных АКБ Panasonic (Matsushita Batteries), которыми с конвейера комплектовались наши Тойоты.

По данным каталога автомобили E-AE101..4A-FE..4A-GE..4A-GZE и E-AE100..5A-FE всех годов выпуска комплектовались идентичными АКБ.

SIZE....B19L

TROPIC..34B19L..(с такими АКБ шло в Новую Зеландию, Индию и т.п., где снега нет)

STANDARD
..S.......(далее подклассы, что означают - не знаю, хотя всё равно АКБ идентичны)
....SP....40B19L
....SR....40B19L
....SB....40B19L
..PRO
....POWER.38*40B19L
....ROAD..---------
..ACT.....ACT60B19L..(подозревается спецбатарея для частых пусков и коротких поездок, характерных для "овощевозок")

COLD......46B24L.....(для холодного климата)

Расшифровка
Японские аккумуляторные батареи маркируются по внутреннему стандарту JIS. Для примера рассмотрим одну из батарей: 40B19L

40 - емкость батареи. Внимание! Это число не указывает буквально емкость в ампер-часах, как принято в Европе, а является некоей интегральной характеристикой, учитывающей емкость и ток холодного пуска. Поскольку каждый производитель батарей и автомобилей вносит свою долю в путаницу с обозначениями, то оценить эти важнейшие характеристики можно только приблизительно, используя нижеприведенную таблицу.

B - "форм-фактор". Зависит от высоты батареи и от площади ее основания. Существует 8 групп - от A до H. Наиболее распространены батареи форм-факторов B и D, которые отличаются также и размерами клемм.

19 - длина АКБ в см

L - расположение отрицательной клеммы, R - справа, L - слева.

АКБ....Емкость,Aч..Ток холодного....Общая высота..Высота..Длина..Масса
...........5ч / 20ч....запуска -18 С....мм............мм......мм.....кг...

30A19L 24 / 30 ....-------------....178...........162.....197....9.0
38B20L 28 / 36 ....340..............225...........203.....197....11.2
40B19L 30 / 37 ....330..............---...........---.....---....---
46B24L 36 / 45 ....330..............---...........---.....---....---

Большинство европейских производителей и значительная их часть в Азии руководствуются промышленным стандартом Германии DIN 43539 часть 2, который оговаривает два основных параметра: емкость батареи, измеряемую в ампер-часах (А•ч) при +25°С, и ток стартерного разряда в амперах (А) при –18°С (ток холодного пуска). Сейчас в Евросоюзе действует стандарт EN 60095-1. В России батареи регламентирует ГОСТ 959-91 (959-03) «Батареи свинцовые аккумуляторные стартерные напряжением 12 В для автомобильной и мотоциклетной техники», практически аналогичный Европейскому. Емкость определяется при 20 часовом режиме разряда постоянным током (емкость Ач/ 20ч = ток А) при температуре 25 градусов, фиксируется время падения напряжения на клеммах до 10.5 Вольт. Фактическая емкость батареи вычисляется как произведение контрольного времени разряда и разрядного тока.
Т.е. "родная" батарея для наших машин при эксплуатации в холодных климатических условиях это 45Ач по европейскому стандарту. В принципе, практика эксплуатации показывает, что установка АКБ ёмкостью 55Ач ни к каким проблемам не приводит, т.к. система зарядки в наших машинах сделана "со стабилизацией напряжения" а не "зарядкой током".

Второй вид испытаний по ГОСТу — имитация холодного пуска, то есть проверка токоотдачи при низких температурах. Сначала предварительно заряженные батареи 24 часа выдерживают в морозильной камере при температуре –18°С, а затем разряжают предписанным ГОСТом стартерным током — 255 ампер. Через 30 секунд непрерывного разряда напряжение на клеммах не должно быть ниже 9 вольт, "в живых" батарея должна продержаться как минимум две с половиной минуты — за это время напряжение не должно упасть ниже 6 вольт. После достижения шестивольтовой отметки разряд прекращают — крутить стартер батарея будет уже не в состоянии.
Поэтому пусть вас не пугает надпись на некоторых импортных АКБ "-18 С", это лишь означает ссылку на европейский стандарт, а вовсе не то, что "ниже 18 батарея не расчитана". Однако, многие производители выпускают и АКБ специально подготовленные для холодных климатических условий. Слова ARCTIC или POLAR "вызывают доверие" но не говорят о характеристиках, что под ними скрывается, маркетинговый ход или реальные характеристики неизвестно. "Хороший" производитель, в таком случае, если батарея "перекрывает стандарты" - пишет насколько. При этом обычно фигурируют две цифры - изменяемые параметры теста. Первая - стартовый ток, т.е. ток который даст АКБ при её испытании "классическим" способом при -18 за 2.5 минуты (см выше), показывает насколько батарея "живее", т.е. сильнее и дольше может крутить. Вторая - температура старта, т.е. при какой минимальной температуре батарея пройдет "классический" тест. Т.е. если на батарее написано 430А и -25 С - это существенно "перекрывает" стандарт. Кстати, не давайте ввести себя в заблуждение, 430А относится к -18 С, а -25 С к стандартному испытательному току, т.е. это не "одновременно", иш чего захотели. И вообще, логично, что не надо брать батарею с заявленным током пуска меньшим, чем "родной японский" т.е. 330А.

Если на батарее указано соответствие европейскому EN 60095-1, то она должна проходить и "иномарошный тест", т.е. разрядка проводится гораздо более сильным током (до 500 ампер), но выдавать этот огромный ток батарея должна всего лишь 10 секунд. При этом ток холодного пуска должен быть заявлен производителем (исходя из него и подбирают "к машине") . Этот тест имитирует работу батареи во время холодного пуска мощного двигателя, который "гарантированно" заведется за несколько секунд, но потребует при этом большой токоотдачи. Если учесть, что большинство автомобилей продаваемых в европе (если вообще не все современные) просто откажутся заводиться при температуре -35 С и ниже (проверено несколькими знакомыми) то тест имеет право "на жизнь". Ниже -35 С, комп не даст крутить стартер, т.к. нечего нарушать условия эксплуатации. Нам еще повезло, что "японские" компьютеры не содержат подобных алгоритмов, т.к. в японии такого не бывает, и даже их "Snow Version" содержит топливные карты лишь до -30 С.
Остаточное напряжение после 10-секундного европейского «холодного» теста не должно падать ниже 7,5 вольт. А что касается времени падения до шестивольтового порога, то правилами предусмотрены два варианта — «мягкий» и «жесткий». Для батарей, предназначенных для эксплуатации в регионах с мягким и умеренным климатом, норматив падения напряжения до 6 вольт — 90 секунд. А вот аккумуляторы для более холодных регионов должны сопротивляться разряду до 6 вольт дольше — две с половиной минуты, как и по российскому ГОСТу. Кроме того, при «жестком» разряде фиксируется и остаточная емкость батареи — она должна быть не менее 20% от номинальной. Как отличется маркировка АКБ протестированных по "мягкому" и "жесткому" вариантам я не в курсе.

Т.к. в наших машинах зарядка производится "стабилизацией напряжения", то не важно, какой тип батареи - обслуживаемый, необслуживаемый или "малообслуживаемый" будет установлен, т.к. сильного выкипания электролита не будет. Изготовители не предусматривают добавление в электролит «стабилизирующих и улучшающих» препаратов (всяческих "присадок"). Для доведения уровня электролита до нормы недопустимо использовать электролит. В аккумуляторную батарею доливают только дистиллированную воду. Не используйте воду сомнительного происхождения. При частом «выкипании» проверьте электрооборудование, систему зарядки.

Напряжение на клеммах АКБ при заведенном двигателе и не "выжатой" АКБ должно быть в пределах 14,0-14,2 В (±0,2 В от крайних значений). Значение напряжения ниже 13,8 В ведет к недозаряду батареи, а выше 14,4 В - к перезаряду и выкипанию, что одинаково пагубно сказывается на ее сроке службы. "Малообслуживаемые" батареи, при исправной системе зарядки, требуют долива не чаще одного раза в год, но проверять конечно нужно и почаще.

При использовании необслуживаемых или гелевых батарей к зарядному напряжению отнеситесь более строго, т.к. для таких батарей последствия выкипания уже необратимы - некуда и нечего доливать.

При покупке АКБ требуйте его проверки!
Напряжение на клеммах должно быть не менее 12.5 В, чем больше тем лучше. Не ведитесь на "развод" продавцов, типа "поставишь на авто, два дня поездишь, он до нормы зарядится". Может зарядится, а может и нет... Плотность во всех 6-ти «банках» не менее 1.25 г/смз, но это не часто проверишь в магазине. При имитации стартерного разряда нагрузочной вилкой напряжение батареи на протяжении 5–8 с должно оставаться в пределах 10.5–11.0 В. Если в магазине такого "прибора для испытаний" нет, лучше идите в другой.

Вообще АКБ лучше брать в магазине, который на них специализируется. Т.к. у них и оборудование для проверки есть, и техобслуживание (часто бесплатное) и "ротация" товара идет быстро. Т.е. меньше вероятность купить "старичка", третий год стоящего на витрине, которому уже пять раз тренировку делали, чтобы в кондиции держать. Причем проверить это очень сложно, т.к. большинство производителей не маркирует дату выпуска, только "номер партии". Спросите продавца "что народ берет" в диапазоне желаемых цен, и зачем, "для себя" или "на продажу". Ходовой товар, по крайней мере, относительно "свежий".

Внимательно изучите текст гарантийного талона. Обратите особое внимание на те разделы, где перечислены: случаи, исключающие гарантийное обслуживание; адреса гарантийных мастерских; условия эксплуатации.

Осторожно отнеситесь к "кальциевым" батареям, «кальциевые» аккумуляторы нельзя подвергать глубоким разрядам!

Перед установкой АКБ обязательно полностью удалите с нее части упаковки и полиэтиленовую пленку. Газоотводные отверстия должны быть открытыми. Газоотводные отверстия, обычно в торцах батареи, вообще периодичски нужно проверять на предмет засорения и прочищать. Лучше всего вставить в них пластиковый уголок с трубочкой, продается в автомагазинах, тогда пары и на краску капота действовать не будут. Обратите внимание на правильность подключения, клеммы точно "с той стороны"? Клеммы АКБ рекомендуется зачистить и после закрепления смазать «Литолом», "Графиткой" либо пшикнуть WD-40.

Обслуживание АКБ в процессе эксплуатации сводится к проверке и приведению в соответствие с требованиями: уровня и плотности электролита; чистоты и надежности крепления электрических соединений батареи с корпусом автомобиля, параметров электрооборудования, крепления батареи. Необходимо также следить за правильным натяжением ремня генератора, очищать и смазывать выводы и клеммы, содержать батарею в чистоте. Протирайте верхнюю поверхность водным раствором питьевой соды, на худой конец минералкой. Вообще доведение плотности электролита до требуемой производится путем заряда батареи от стационарного зарядного устройства, а не тупо "пофырчать на холостых два часа", да и бензина уйдет дороже чем отдать на обслуживание в сервис.

Значение зарядного тока в амперах (А) не должно превышать 1/10 емкости батареи (упрощенно-примерно).

Батареи, исключающие долив воды, должны заряжаться только устройствами с автоматическим поддержанием зарядного напряжения (не тока!). Несоблюдение этого условия приведет к снижению их срока службы.

Конкретные требования по режиму заряда, эксплуатации и обслуживанию должны быть изложены в инструкции или гарантийном талоне, прилагаемом к батареям. Реально конечно такое дают редко, хотя хорошие магазины держат марку и предлагают.

Изготовители не предусматривают добавление в электролит никаких присадок. Для доведения уровня электролита до нормы недопустимо использовать электролит. В аккумуляторную батарею доливают только дистиллированную воду. Не используйте воду сомнительного происхождения.

При частом «выкипании» проверьте электрооборудование автомобиля.

Необходимо знать, что при сильном снижении уровня электролита внутри корпуса аккумулятора может образоваться опасная концентрация газовой смеси. Чтобы исключить вероятность взрыва, нельзя подносить к батарее открытое пламя (даже сигарету) и допускать искрение электроконтактов. Системы газоотвода некоторых современных батарей более взрывобезопасны.

В средней полосе России АКБ не требуют корректировки плотности электролита при смене сезонов.

Перед зимней эксплуатацией автомобиля сделайте обслуживание аккумуляторной батареи, пусть потренируют и приведут электролит в норму. Для облегчения запуска двигателя в сильные морозы занесите батарею на несколько часов в теплое помещение. Перед длительной зимней стоянкой также обслужите батарею, но не храните ее в теплом помещении, а оставьте на автомобиле со снятыми клеммами. Чем ниже температура, тем меньше скорость ее саморазряда.

Недопустимо оставлять на морозе разряженную батарею! Электролит низкой плотности замерзнет, и кристаллы льда приведут ее в негодность. Плотность электролита разряженного аккумулятора может снизиться до 1,09 г/смз, что приведет к его замерзанию уже при температуре –7°С. Для сравнения -электролит плотностью 1,28 г/смз замерзает при t=–65°С.

Опрокидывание аккумуляторной батареи и слив электролита приведут к замыканию пластин и выходу ее из строя.


P.S.
Использованы некоторые материалы с http://www.toyota-club.net . Если у кого есть, что добавить процедура обычная - пишите тему "Добавить в ФАК"
_________________
Toyota Ceres Z-type 1.8l 7A-FHE + 4-2-1 - C57 - 16" ADVAN - расстался со слезами
Toyota Sera SSLS 1.5l Turbo 4WD на палке - девушка на выходной на Drive2
Toyota Caldina GT-T 2.0l Turbo 4WD - полный сток
Закрыто

Вернуться в «Электрика, климат, музыка»