устройство автомата

Решаем вопросы, пишем отчеты касающиеся ремонта, замены, модернизации - ДВС, навесного (не электро) оборудования, систем зажигания, охлаждения, топливной, впускной/выпускной а также коробки передач.
Жор масла, бензина, "странные" дерганья, "глохнет" и т.п. тоже сюда.
Внимание! приводные валы, ступицы относятся к трансмиссии, а не к подвеске!

Модераторы: antik, tenian, lexxor, NeedAngel

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: Пн май 12, 2008 2:21 pm
Откуда: Питер
Контактная информация:

устройство автомата

Сообщение uhha2k »

Не секрет, что наши автолюбители относятся к автомобилям с автоматическими коробками передач с предубеждением. Неужели мы так любим делать все сами, а не перекладывать свою работу на чужие плечи? Вот об американцах, которые, собственно, и придумали коробки-автоматы, этого не скажешь. Где-где, но за океаном утруждать себя ручным переключением передач не принято. Там подобное “удовольствие” позволяют себе не более 5% автовладельцев. В Европе также из года в год увеличивается число автомобилей с автоматическими трансмиссиями. Прибивает такие машины и к нашему “берегу”, но правильно обращаться с ними умеют далеко не все автомобилисты. Как утверждают автомеханики, сталкивающиеся с неисправностями АКПП, большинство проблем бывает вызвано нарушением правил эксплуатации и несвоевременным техническим обслуживанием. Впрочем, перед тем как вплотную заняться этими вопросами, нам придется совершить небольшой...

ЭКСКУРС В КОНСТРУКЦИЮ


Классический “автомат” включает в себя несколько агрегатов, главными из которых являются гидротрансформатор и механическая планетарная коробка передач.

Гидротрансформатор выполняет не только функции сцепления, но и автоматически изменяет крутящий момент в зависимости от нагрузки и частоты вращения колес автомобиля. Гидротрансформатор состоит из двух лопастных машин — центробежного насоса, центростремительной турбины и расположенного между ними направляющего аппарата-реактора. Насос и турбина предельно сближены, а их колесам придана форма, обеспечивающая непрерывный круг циркуляции рабочей жидкости. В результате гидротрансформатор получил минимальные габаритные размеры и одновременно снижены потери энергии на перетекание жидкости от насоса к турбине.

Насосное колесо связано с коленчатым валом двигателя, а турбина — с валом коробки передач. Тем самым в гидротрансформаторе отсутствует жесткая связь между ведущими и ведомыми элементами, а передача энергии от двигателя к трансмиссии осуществляется потоками рабочей жидкости, которая отбрасывается с лопаток насоса на лопасти турбины.

Собственно, по такой схеме работает гидромуфта, которая просто передает крутящий момент, не трансформируя его величину. Чтобы изменять момент, в конструкцию гидротрансформатора введен реактор. Это также колесо с лопатками, однако оно жестко прикреплено к корпусу и не вращается (заметим: до определенного времени). Реактор расположен на пути, по которому масло возвращается из турбины в насос. Лопатки реактора имеют особый профиль, а межлопаточные каналы постепенно сужаются. По этой причине скорость, с которой рабочая жидкость течет по каналам направляющего аппарата, постепенно увеличивается, а сама жидкость выбрасывается из реактора в сторону вращения насосного колеса, как бы подталкивая и подгоняя его. Отсюда сразу два следствия. Первое — благодаря увеличению скорости циркуляции масла внутри гидротрансформатора при неизменном режиме работы насоса (читай: двигателя, поскольку насосное колесо, как говорилось выше, жестко связано с коленвалом) крутящий момент на выходном валу гидротрансформатора увеличивается. Второе — при неизменном режиме работы насоса режим работы турбины изменяется автоматически и бесступенчато в зависимости от приложенного к валу турбины (читай: колесам автомобиля) сопротивления.

Поясним эти аксиомы на конкретных примерах. Допустим, автомобилю, который двигался по равнинному участку дороги, предстоит подъем в гору. Забудем на время про педаль акселератора и посмотрим, как отреагирует на изменение условий движения гидротрансформатор. Нагрузка на ведущие колеса увеличивается, а автомобиль начинает терять скорость. Это приводит к уменьшению частоты вращения турбины. В свою очередь уменьшается противодействие движению рабочей жидкости по кругу циркуляции внутри гидротрансформатора. В результате скорость циркуляции возрастает, что автоматически приводит к увеличению крутящего момента на валу турбинного колеса (аналогично переходу на низшую передачу в механических КПП) до тех пор, пока не наступит равновесие между ним и моментом сопротивления движению.

По аналогичной схеме работает автоматическая трансмиссия и при старте с места. Только теперь самое время вспомнить про педаль газа, нажатие на которую увеличивает обороты коленчатого вала, а значит, и насосного колеса, и про то, что сначала автомобиль, а следовательно, и турбина находились в неподвижном состоянии, но внутреннее проскальзывание в гидротрансформаторе не мешало двигателю работать на холостом ходу (эффект выжатой педали сцепления). В этом случае крутящий момент трансформируется в максимально возможное число раз. Зато когда достигнута необходимая скорость, надобность в преобразовании крутящего момента отпадает. Гидротрансформатор посредством автоматически действующей блокировки превращается в звено, жестко связывающее его ведущий и ведомый валы. Такая блокировка исключает внутренние потери, увеличивает значение КПД передачи, уменьшает расход топлива в установившемся режиме движения, а при замедлении повышает эффективность торможения двигателем. Кстати, одновременно с целью снижения все тех же потерь реактор освобождается и начинает вращаться вместе с насосным и турбинным колесом.

Зачем же к гидротрансформатору присоединяют КПП, если он сам способен изменять величину крутящего момента в зависимости от нагрузки на ведущие колеса? Увы, гидротрансформатор может изменять крутящий момент с коэффициентом, не превышающим 2-3,5. Как ни крути, а такого диапазона изменения передаточного числа недостаточно для эффективной работы трансмиссии. К тому же нет-нет да и возникает надобность во включении заднего хода или полном разъединении двигателя от ведущих колес.

Коробки автоматических трансмиссий имеют зубчатые зацепления, но существенно отличаются от обычных механических КПП хотя бы потому, что передачи в них переключаются без разрыва потока мощности с помощью приводимых гидравликой многодисковых фрикционных муфт или ленточных тормозов. Необходимая передача выбирается автоматически с учетом скорости автомобиля и степени нажатия на педаль газа, которая определяет желаемую интенсивность разгона. За выбор передачи отвечает гидравлический и электронный блоки управления АКПП. Водитель, кроме нажатия на акселератор, может влиять на процесс смены передач, выбрав зимний или спортивный алгоритм переключения или установив, например, при движении в сложных условиях селектор КПП в специальное положение, которое не позволяет автоматике переключаться выше определенной разгонной передачи.

Кроме гидротрансформатора и планетарного механизма в состав КПП-автоматов входит масляный насос, снабжающий гидротрансформатор и гидравлический блок управления рабочей жидкостью и обеспечивающий смазку коробки, а также радиатор охлаждения рабочей жидкости, которая из-за интенсивного “перелопачивания” имеет свойство сильно нагреваться.
Вложения
trans2.jpg
trans2.jpg (32.59 КБ) 6383 просмотра
trans1.jpg
trans1.jpg (39.54 КБ) 6383 просмотра
Последний раз редактировалось uhha2k Вт ноя 29, 2011 8:55 am, всего редактировалось 1 раз.
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 32
Зарегистрирован: Пн окт 31, 2011 10:02 pm
Автомобиль: Toyota Ceres
Город: Санкт-Петербуг
Откуда: Город на неве
Контактная информация:

Re: устройство автомата

Сообщение Maksimus78rus »

Добрый день всем!
Вот тоже хороший материал про коробки автомат! :P
Видео вконтакте,набираете "АКПП - Мифы и легенды" :)

Не в сети
Аватара пользователя
Модератор
Модератор
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: Пт янв 04, 2008 3:36 pm
Автомобиль: marino
комплектация: 4AFE, AT, 92'
Город: МСК
Откуда: Южное Бутово
Контактная информация:

Re: устройство автомата

Сообщение tenian »

не,
самый ахрененный видео материал, который я видел по акпп - это ролик от самой TOYOTA
на примере коробки L130 (для все владельцев акпп must see)
кому интересно вот ссыль на видео 325мб - всё гениальное просто и это видно из этого видоса,
сразу возникает вопрос - почему автотаз до сих пор не сделал автомат?

в том же каталоге еще много интересного видоса от TOYOTA
так же все ролики общим весом 7.7Gb можно скачать торрентом
_________________
сейчас TOYOTA EXIV
автоматный 4AFE - 5 лет владения- продал
marino 4a-ge ST MT 4 года веселья - продал
marino 5a-Fe за 2 года привел в порядок, продал

есть мануал по автомату

фотки ТСМ

Не в сети
Аватара пользователя
Форумчанин
Форумчанин
Сообщения: 72
Зарегистрирован: Ср июн 15, 2011 10:45 am
Автомобиль: Ceres
Откуда: Челябинск

Re: устройство автомата

Сообщение Petrovich01 »

а если на ходу из положения D перевести в N, ничего страшного не произойдет?
я просто поеду на нейтралке?
вчера магнитолу переключал, случайно задел, и появился вопрос)
так понимаю что все что мажно делать без нажатия кнопки- это можно делать во время движения?
_________________
http://vkontakte.ru/id41429160" target="_blank

Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 397
Зарегистрирован: Вс май 01, 2011 7:07 pm
Автомобиль: toyota marino
комплектация: AE100,5A-FE,A240L,93г.в
Город: Курганинск
Откуда: Краснодарский край

Re: устройство автомата

Сообщение Хохол »

[quote="Petrovich01"]а если на ходу из положения D перевести в N, ничего страшного не произойдет?
я просто поеду на нейтралке?
вчера магнитолу переключал, случайно задел, и появился вопрос)
так понимаю что все что мажно делать без нажатия кнопки- это можно делать во время движения?

ничего страшного , хотя в мануале не рекомендуют так делать . я вообще где то читал что так можно делать , НО только если ты собираешься полностью остановить свое авто .
_________________
Изображение
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Патриарх ТСМ
Патриарх ТСМ
Сообщения: 2639
Зарегистрирован: Сб май 28, 2011 2:15 pm
Автомобиль: служебный
комплектация: наиполнейшая
Город: NT

Re: устройство автомата

Сообщение _Bes_ »

я бы тоже не стал)но без нажатия можно
акпп.jpg
акпп.jpg (79.85 КБ) 5609 просмотров
можно ее запомнить и гонять переключая со второй на драйфф,(экономить время на выжим кнопки)гонка будет :-D ... и пародия на меху.....
а насчет нейтрали какой смысл? кроме вреда точно ничего не будет,а смысл на ходу ее включать? ладно накат проверить у машины раз в год,а так для экономии бенза? тогда механику надо,там экономия.....ну впрочем тут люди на форуме у которых была проблема глохла на светофоре и вибрация им не нравилась так они каждый светофор N --->D переключали и так пол года,и говорят ничего не случилось)

Не в сети
Аватара пользователя
Модератор
Модератор
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: Пт янв 04, 2008 3:36 pm
Автомобиль: marino
комплектация: 4AFE, AT, 92'
Город: МСК
Откуда: Южное Бутово
Контактная информация:

Re: устройство автомата

Сообщение tenian »

tenian писал(а):не,
самый ахрененный видео материал, который я видел по акпп - это ролик от самой TOYOTA
на примере коробки L130 (для все владельцев акпп must see)
можно посмотреть на Ютуб

>>>ссылка<<<
_________________
сейчас TOYOTA EXIV
автоматный 4AFE - 5 лет владения- продал
marino 4a-ge ST MT 4 года веселья - продал
marino 5a-Fe за 2 года привел в порядок, продал

есть мануал по автомату

фотки ТСМ
Ответить

Вернуться в «|Двигатель.Системы ДВС.Трансмиссия|»