Сцепление. Перегазовка.

Обсуждение вопросов так или иначе связаных с безопасностью дорожного движения. (БДД, теория и практика безопасности вождения)

Модераторы: Kilroy, tenian, lexxor, NeedAngel, Ермак

  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 415
Зарегистрирован: Сб окт 21, 2006 7:15 am
Автомобиль: Marino, Surf 130
Город: Тосно
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сцепление. Перегазовка.

Сообщение Maksim »

Каждый из нас начинал ездить на машине с МКП. Многие и сейчас ездят. Подавляющее большинство моих знакомых включают сцепление «всей ногой», поднимая пятку с пола. А между тем во всех старых книгах по вождению чётко сказано, что это нужно делать держа пятку на полу. Почему? Работает меньшее количество мышц – меньше усталость,, не происходит перераспределение веса тела (попробуйте сейчас, сидя на стуле, поднять левую ногу), т.е. не нарушается устойчивость посадки. Всё это позволяет точно дозировать степень включения сцепления.
Для развития чувствительности левой ноги есть простое упражнение. Машину ставим на ровную площадку, правая нога на полу (газ не трогаем). Включаем первую передачу (при нажатии педаль сцепления должна располагаться под подушечкой стопы у пальцев)
и, держа пятку левой ноги на полу, отпускаем педаль сцепления носком стопы до начала падения оборотов двигателя, после чего снова нажимаем педаль. Повторяем несколько раз. При этом педаль постепенно будет сползать к середине стопы, в этом случае при нажатой педали сдвигаем стопу в правильное положение, чуть приподнимая пятку. Затем нужно, так же отпуская педаль, заставить автомобиль чуть качнуться вперёд, не давая двигателю заглохнуть. Повторить несколько раз, сдвигая стопу в правильное положение (педаль под подушечкой стопы). Затем, поймав машину на качании, трогаемся с места.
В конечном итоге троганье выполняется без раскачки, работаем только педалью сцепления (без газа). Даже с карбюратным двигателем (исправным) машина достаточно легко трогается, с инжекторным – гораздо легче. Теперь, если в момент начала трогания чуть добавить газку машина бодро стартанёт с минимальной пробуксовкой сцепления.
Будучи освоенным, этот навык позволяет перемещаться в пробке, оперируя только левой ногой, легко трогаться в гору с рабочего тормоза (приотпускаем сцепление до начала падения оборотов, переносим правую ногу на газ, добавляем газку, довключаем сцепление, с «ручника» - то же самое, только правая нога на газу), раскачивать машину (если застряли) без пробуксовки колёс (буксующее колесо слабо разгоняет машину, так же как заблокированное слабо тормозит).

Перегазовка. В принципе, современные коробки позволяют переключаться «вниз» (5 - 4, 4– 3 и т.д.) просто перемещая рычаг КПП. Однако, чем выше скорость перехода на низшую передачу, тем выше нагрузки на синхронизаторы (результат: «гыркание» или вообще невозможность включения) и скачок момента на ведущих колёсах в момент включения сцепления.
Упражнение. Движемся на 3-й передаче со скоростью 40 км/ч. Переходим в нейтраль, отпускаем педаль сцепления. Рычагом КПП выбираем ход выбора 1-2-й передач (ход выбора – вправо-влево, ход включения – вперёд-назад) и чуть пригружаем рычаг на включение 2-й передачи. Теперь качком педали газа поднимаем обороты примерно до 3000 и выключаем сцепление. В этот момент под весом руки очень легко включится 2-я передача. Включаем сцепление, одновременно добавляем газку ровно настолько, чтобы машина не замедлилась и не ускорилась. Дальше работа газом по необходимости: ускорение или торможение двигателем. Упражнение именно в этом виде для наглядности лёгкости включения передачи при правильном выполнении перегазовки (передача включается под весом руки) и для отработки синхронности работы сцеплением и газом во избежание броска момента на ведущих колёсах. А правильность выполнения перегазовки, по сути, в одном: на нейтрали разогнать шестерни в коробке до той скорости вращения, которая будет у них (и у двигателя) при движении на желаемой передаче. Осюда два вывода: 1. степень перегазовки тем больше, чем выше скорость; 2. правильно выполняя перегазовку можно быстро и не перегружая КПП включить любую передачу в пределах её скоростного диапазона.
Спортсмены часто выполняют перегазовку пяткой, при этом тормозя носком стопы. Вот для этого и нужны тюнинговые накладки на педали с длинной площадкой педали газа (может ещё понадобиться подгонка по высоте).
Есть ещё интересный момент. Если на машине стоит нормальный прямоток с хорошо настроенным звуком, то перегазовка с последующим торможением двигателем очень хорошо звучат (мне очень нравится), соседи по потоку (кто врубается) это оценят.

Здесь меня могут резонно спросить зачем я это пишу, если про перегазовку есть, допустим, у того же Цыганкова? Читаем:

« Многие молодые водители относятся к “перегазовке” (если они знают, что это такое) с пренебрежением, считая ее наследием “древних” автомобилей, на которых из-за отсутствия синхронизаторов в коробке передач понижающую передачу можно было включить бесшумно, дважды выжав педаль сцепления и выровняв предварительно обороты включающихся шестерен с помощью дросселирования (“перегазовки”).»

Но далее:

« Стандартная “перегазовка” перед включением понижающей передачи. Применяется перед входом в поворот, при комбинированном торможении, на подъеме, перед обгоном. Последовательность действий (см. рисунок):
– выключить сцепление;
– резко “открыть” и “закрыть газ”, доведя частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту, плюс запас 1000–1500 об/мин, которые будут потеряны во время включения передачи;
– включить понижающую передачу во время “перегазовки”;
– включить сцепление;
– “открыть газ”.
“Перегазовка” на нейтральной передаче.Применяется при существенной потере мощности перед интенсивным разгоном и включением понижающей передачи с пропуском, например V–II. Последовательность действий:
– “закрыть газ”;
– выключить сцепление; включить нейтральную передачу;
– “открыть газ” и довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту, плюс запас 1000–1500 об/мин на потери при включении понижающей передачи;
– включить понижающую передачу;
– “открыть газ”.»

Честно говоря, мне не совсем понятно чего предлагается достичь этими действиями. Перегазовка с выключенным сцеплением не облегчает включение передачи, а сглаживание крутящего момента на ведущих колёсах достигается синхронной работой педалями сцепления и газа.

«“Перегазовка” с двойным выжимом сцепления.
Применяется при дефектах коробки передач (повреждении синхронизаторов), переключении передачи на скользкой дороге, включении понижающей передачи с пропуском двух циклов включения. Последовательность действий:
– “закрыть газ”;
– выключить сцепление;
– “открыть газ” и довести обороты до режима, близкого к максимальным;
– “закрыть газ”;
– выключить сцепление;
– включить понижающую передачу;
– “открыть газ”.»

Возможно, в оригинале было как-то по-другому, но это из интернет-варианта. Пропущено включение сцепления при даче газа на нейтрали, и уж совсем непонятно зачем крутить движок до максимальных оборотов… Про соответствие оборотов и скорости – ни слова.

«Скоростная “перегазовка” с пробуксовкой сцепления и включением понижающей передачи ударным способом.
Применяется в экстремальных ситуациях при остром лимите времени. Выполняется этот прием следующим образом. Как только двигатель начинает терять обороты, а еще лучше до того, как это произойдет, водитель, удерживая дроссель открытым, выключает сцепление с задержкой, т. е. замедленно. Двигатель быстро наращивает обороты, и в этот момент включаются понижающая передача и сцепление. Задержка выключения сцепления приводит к его пробуксовке и позволяет поднять частоту вращения до любого уровня за короткое время.»

На мой взгляд, это может и для экстремальных ситуаций, но лучше, чтобы машина была чужая…

Вот ещё из того же ряда, но, по моему, совсем из другой оперы.

« “Догазовка” при включении повышающей передачи.
Применяется для компенсации потери оборотов из-за длительной паузы при включении повышающей передачи, а также при включении передачи с пропуском одного цикла включения, например, I–III или II–IV. Последовательность действий:
– выключить сцепление;
– включить нейтральную передачу;
– резко, но дозированно “открыть-закрыть газ”;
– включить повышающую передачу;
– “открыть газ”.»

Если уж на то пошло, при затруднённом переключении «вверх» применяется задержка рычага КПП в нейтрали или двойной выжим (кратковременное включение сцепления при прохождении рычага КПП через нейтраль и отпущенной педали газа). Зачем тут добавлять оборотов – неясно. Другое дело если передачу нужно включить после длительного движения накатом. Здесь последовательность действий такая же как при перегазовке: выравнивание оборотов газом на нейтрали, включение передачи, одновременное включение сцепления и работа газом.

Вопрос терминологии. В литературе часто применяются понятия «понижающая/повышающая» передача без оглядки на суть термина. Понижающая – передача с передаточным числом больше 1 (с 1-й по 3-ю в общем случае), прямая – с передаточным числом равным 1 (4-я в общем случае), повышающая – с передаточным числом меньше 1 (5-я в общем случае). Если вести речь об управлении автомобилем, то куда больше подходят понятия пониженная/повышенная или низшая/высшая. Причём последнее имеет в виду не только 1-ю и 5-ю (в общем случае), а чаще следующее: 2-я – это высшая по отношению к 1-й и низшая по отношению к 3-й и т.д.

Хочу сказать, что не ставил задачу ниспровергнуть Э.С. Цыганкова. Начал тему, а потом, дай, думаю, загляну, наверняка там что-нибудь есть. Вот, нашёл для себя кое-чего интересного.

Вернуться в «Безопасность дорожного движения (БДД)»